Великие математики
Омар Хайям
Омар Хайям - (полное имя) Гияс ад-дин Фатх ибн
Ибрахим Омар Хайям Нишапури - Ghiyath al-Din Abu'l-Fath Umar ibn
Ibrahim Al-Nisaburi al-Khayyami (анг.)
Родиной Омара Хайяма был Хорасан (г. Нишапур) - область, расположенная
к востоку и юго-востоку от Каспийского моря. В настоящее время большая
часть Хорасана с городами Мешхед и Нишапур является одноименной
провинцией Ирана, северная часть с городами Ашхабад и Мары составляет
основную часть Туркменистана, а восточная часть с городами Герат и Балх
входит в состав Афганистана.
Учился Хайям в Нишапуре, а затем в крупнейших центрах науки того времени, в Балхе и Самарканде, где написал трактат "О доказательствах задач алгебры и алмукабалы".
На богатом историческом материале исследователи доказали заслуги Омара
Хайяма как ученого, который сделал ряд важнейших открытий в области
астрономии, математики и физики.
С 1074 года Хайям возглавлял крупнейшую астрономическую обсерваторию. В
середине 90-х г.г. XI века совершил паломничество в Мекку. Последние
годы жизни Хайям провел в Нишапуре.
Список математических трактатов Омара Хайяма:
- Трудности арифметики (Мушкилат ал-хисаб) - Местонахождение рукописи не найдено;
- Алгебраический трактат без названия - Тегеран;
- Трактат о доказательствах задач алгебры и алмукабалы
(Рисала фи-л-барахин 'ала маса'ил алджабр ва-л-мукабала) - Париж,
Лейден, Лондон, Нью-Йорк, Рим;
- Комментарии к трудностям во введениях книги Евклида (Шарх ма ашкала мин мусадарат китаб Уклидис) - Лейден.
Известные нам математические результаты
Хайяма относятся к трем направлениям: к алгебре, к теории параллельных,
к теории отношений и учению о числе. Во всех этих направлениях Хайям
имел в странах ислама выдающихся предшественников и преемников. Во
многом он отправлялся от классиков греческой и эллинистической науки -
Аристотеля, Евклида, и др., но вместе с тем он выступает как яркий
представитель новой математики с ее мощной и определяющей
вычислительно-алгоритмической компонентой. Здесь мы дадим краткую
характеристику математического творчества Хайяма, отсылая за
подробностями к нашим комментариям к переводам его трактатов.
Начнем с алгебры. Алгебраический трактат
Хайяма можно разбить по порядку на пять разделов: 1) введение, 2)
решение уравнений 1-й и 2-й степени, 3) решение уравнений 3-й степени,
4) сведение к предыдущим видам уравнений, содержащих величину, обратную
неизвестной, и 5) дополнение (в тексте трактата такого деления на
разделы не имеется).
Во введении мы впервые находим определение предмета и метода алгебры.
"Искусство алгебры и алмукабалы, - сказано там, - есть научное
искусство, предмет которого составляют абсолютное число и измеримые
величины, являющиеся неизвестными, но отнесенные к какой-нибудь
известной вещи, по которой их можно определить. Эта вещь есть или
количество или отношение...".
Таким образом, предмет алгебры - это неизвестная величина, дискретная
(ибо "абсолютное число" означает число натуральное) или же непрерывная
(измеримыми величинами Хайям называет линии, поверхности, тела и
время). Неизвестные и данные величины могут быть и отвлеченными
отношениями. "Отнесение" неизвестных величин к известным есть
составление уравнения. Немного далее Хайям говорит: "Алгебраические решения
производятся при помощи уравнения, т.е., как это хорошо известно,
приравнения одних степеней другим". Словом, алгебра определяется как
наука об уравнениях и именно о тех уравнениях, которые в настоящее
время называются алгебраическими. Мы впервые здесь находим и термин
"алгебраисты" - ал-джабриййуна.
Задачей алгебры является определение как числовых, так и геометрических неизвестных. Здесь Хайям свидетельствует, что математики
стран ислама занимались поисками числового решения кубического
уравнения, т.е. решения в радикалах, но тщетно. О различных видах
уравнений 3-й степени он пишет: "Доказательство этих видов в том
случае, когда предмет задачи есть абсолютное число, невозможно ни для
нас, ни для кого из тех, кто владеет этим искусством. Может быть,
кто-нибудь из тех, кто придет после нас, узнает это для случая, когда
имеется не только три первых степени, а именно число, вещь и квадрат".
Такое решение кубического уравнения было найдено итальянцами в начале
XVI в., через 400 лет после смерти Омара Хайяма.
Другим важнейшим трудом Омара Хайяма - "Комментарии к трудностям во
введениях книги Евклида". "Начала" Евклида, появившиеся в первом
арабском переводе ал-Хаджжаджа около 800 г., сыграли выдающуюся роль в развитии математики
в странах ислама. Почти сразу они стали предметом комментирования, а
затем и критики; ко времени Хайяма можно насчитать по крайней мере 30
арабских сочинений такого рода. Особенное внимание привлекали
аксиоматика и определения I книги и основанная на V постулате теория
параллельных, а также общая теория отношений V книги и теория
квадратичных иррациональностей трудной Х книги.
"Комментарии" Хайяма разделены на три книги, которым предшествует
введение. Во введении автор говорит о предмете сочинения и некоторых
своих предшественниках. Характерна высокая оценка философско-логических трудов Аристотеля. Омар Хайям не только принимает учение Аристотеля о структуре дедуктивной науки и его теорию доказательства, но следует за великим греком и в ряде более частных вопросов.
В первой книге "Комментариев" изложена теория параллельных. Хайям,
конечно, не сомневается в истинности классического постулата Евклида,
но считает его менее очевидным, чем ряд предложений, которые Евклид
считал нужным доказывать. вроде теоремы о том, что равные центральные
углы высекают на окружностях равных кругов равные дуги. Хайям отвергает
некоторые попытки доказать V постулат, например Герона, как
логически несостоятельные. Он отвергает и доказательство Ибн
ал-Хаисама, который в основу теории параллельных положил утверждение,
что линия, описываемая верхним концом перпендикуляра данной длины при
движении нижнего конца вдоль данной прямой, есть прямая. Это
утверждение Ибн ал-Хайсам в своих "Комментариях к введениям книги Евклида
"Начала" пытался доказать при помощи некоторых неявных допущений
относительно свойств равномерного прямолинейного движения. Омар Хайям
не согласен с подходом Ибн ал-Хайсама в принципе, так как, вслед за Аристотелем, он исключает из геометрии "определения такого рода, дающие место движению".
Беда предшествующих ученых, по мнению Омара Хайяма, состоит в том, что
"они не учитывали принципов, заимствованных у философа", - имеются в
виду принципы, выдвинутые Аристотелем. Один из этих принципов, которого, впрочем, в известных нам трудах Аристотеля
не имеется, Хайям принимает за исходный в собственной теории
параллельных: "две сходящиеся прямые линии пересекаются, и невозможно,
чтобы две сходящиеся прямые линии расходились в направлении схождения".
Каждое из двух утверждений, содержащихся в принципе Аристотеля -
Хайяма, эквивалентно V постулату.
Вторая и третья книги "Комментариев к трудностям во введениях книги
Евклида" посвящены теории отношений. И здесь Омару Хайяму предшествовал
целый ряд ученых, комментировавших и отчасти критиковавших V книгу
"Начал".
Хайям не отрицает правильности знаменитого определения тождества двух
отношений в V книге "Начал", в котором сравниваются произвольные
равнократные первой и третьей и, соответственно, второй и четвертой
величин, образующих пропорцию. С его точки зрения это определение
страдало, однако, важным пороком, ибо не раскрывало "истинный смысл
пропорции". Мы бы сказали, что в глазах Хайяма это определение не
выявляло измерительных свойств отношений, основных для математики
стран ислама, в которой такое важное место занимали приближенные
вычисления и действия с числовыми иррациональностями. Хайям стремился
дать такое определение равенства отношений, которое непосредственно отражает числовую функцию отношения. Он хотел соединить общую теорию отношений
V книги, пригодную и для непрерывных соизмеримых величин, и теорию
отношений чисел VII книги. При этом Омар Хайям встал на путь, по
которому, видимо, не шли его предшественники: он доказывает
эквивалентность евклидовых определений тождества и неравенства
отношений с новыми, - и это сразу освобождает его от вывода всех теорем
V книги.
Третья книга "Комментариев" посвящена учению о составлении отношений, недостаточно развитому у Евклида.
Это учение представляло для математиков стран ислама особую важность в
связи с приложениями к теории музыки и, главное, тригонометрии. Это
совершенно понятно, если учесть, что составление отношений
соответствует умножению чисел. Незадолго до Омара Хайяма аль-Бернули
обосновал при помощи составных отношений практические правила индийцев
- так называемые "цепные правила". В этой книге Хайям отходит от Аристотеля
в учении о числе. Признавая вслед за многими древними, что число в
собственном смысле это натуральное число, собрание единиц, Хайям
предлагает ввести более широкое абстрактное понятие о числе, как о
действительном положительном числе, в дальнейшем продолженным Рене Декартом.
За Хайямом в теории отношений и учении о числе последовал Насир ад-Дин ат-Туси. В Европе единое понятие действительного (положительного и отрицательного) числа появляется в конце XVI в. у С. Стевина. Критике теории отношений V книги "Начал" с позиций вычислительной математики посвящен целый ряд трудов математиков XVII в.; основную роль в разработке идеи действительного числа сыграли Р.Декарт и И. Ньютон,
определивший число как отвлеченное отношение произвольной величины к
единичной величине того же рода. Впрочем, строгие теории
действительного числа появились только в конце XIX в. Таким образом,
работы математиков стран ислама, и среди них работа Омара Хайяма,
являются существенными звеньями в цепи исследований, приведших к
строгой теории действительного числа и основанному на ней
математическому анализу.
|
|